Неустрашимый комбат
Многие годы на Муромской льнофабрике им Войкова никто даже не подозревал этот скромняга слесарь, рано поседевший человек, ничем не выделяющийся среди других работников, носит высокое звание Героя Советского Союза. А ведь еще совсем недавно слава о беспримерном мужестве и неустрашимости командира первой стрелковой роты капитане Шилове гремела по всему 19 танковому Перемышльскому Краснознаменному корпусу. О нем легенды ходили среди солдат и офицеров. А, выйдя на гражданку спустя два года после войны, он оказался просто неприспособленным к новой жизни. Едва ли не до самой смерти ютился впятером в крохотной комнате. И молчал. Хотя как отважный и заслуженный герой имел право на нормальные условия жизни.
Когда началась Великая Отечественная война, Семен Васильевич Шилов был уже вполне зрелым человеком. Ему исполнился 31 год. Он успел окончить школу. Поработал на паровозоремонтном заводе в Муроме. Кстати, том самом, на котором примерно в то же время работал и в будущем прославленный летчик Николай Францевич Гастелло. С 1932 по 1934 год рядовой Шилов служил в армии. Работал в одном из городов Урала – Красноуфимске начальником Дома культуры. Затем вновь вернулся в свой родной Муром на паровозоремонтный. Когда началась война, он вместе с сотнями других заводчан хотел пойти добровольцем на фронт. Но вместо фронта попал в Рязанское пехотное военное училище.
Окончил училище младшим лейтенантом. И тут же судьба забросила его в самое пекло. Под Сталинград. Каким – то чудом выжил в этом аду. Затем прорывал оборону на реке Миус, освобождал Донбасс. Пришлось форсировать легендарный Сиваш, открывавший ворота в захваченный немцами Крым. Там отличилась его воинская часть. На знамени стрелковой бригады появилось наименование Сивашской. Штурмовал знаменитую Сапун – гору, выбивая гитлеровцев из Севастополя.
Война оставила множество меток на теле офицера пехотинца. Он был четырежды ранен. Имел несколько серьезных контузий. Мог быть по ранению быть уволенным задолго до окончания войны. Но чувство долга перед Родиной не позволило ему это сделать. До своего звездного часа, после которого на груди появилась Звезда героя Советского Союза, он уже не раз совершал героические поступки. В итоге Родина наградила его двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 11 степени, медалью « За оборону Сталинграда».
Вот уже большая часть страны освобождена от ненавистного врага. Снята блокада с Ленинграда. Освобождена Украина и большая часть Белорусии. Бои переместились на запад и северо – запад. Но враг не собирался сдаваться. Особенно ожесточенно он сражался в Прибалтике.
Вот документ из донесения командира батальона:
« Тов. Шилов проявил себя тактически грамотным, волевым, отважным и смелым офицером. Выполняя обязанности командира взвода разведки, провел одиннадцать разведок. Благодаря умению командира, взвод всегда выходил из поиска без потерь, отлично справляясь со своими задачами. При разведке деревни Бабенеле встретился с большой группой немцев. Не растерялся. В коротком бою сначала рассеял врага, а затем полностью уничтожил всю группу, насчитывающую 15 немцев. При этом были захвачены 2 пулемета и 6 автоматов…». Это представление на награждение из начала1944 года.
Ветераны войны хорошо знают, что значит служить в пехоте. Редко кому удавалось выйти из боя в лучшем случае без тяжелого ранения после нескольких атак, а тем более штурмов. Разведка же считалась элитой не только потому, что на ней лежала особая ответственность перед воинской частью. Ведь это глаза и уши роты, батальона, полка,
вплоть до армии и фронта. Это одна сторона медали. А другая в том состояла, что брали в нее только добровольцев и самых лучших, самых надежных. К сожалению, как правило, более трех раз в поиск почти никто не ходил. Разведчиков убивали. За ними охотились. Если в донесении командира мы читаем, что взвод разведки совершив одиннадцать вылазок в тыл врага, не потеряли одного человека. Это самая высшая похвала командиру. Выше просто не бывает.
Десятого августа 1944 года рота получила приказ занять деревню Вавермуйжа. Впереди было спокойно. И вдруг, когда до деревни осталось не более сотни метров, противник открыл ураганный огонь из всех видов стрелкового оружия, включая винтовки и пулеметы, автоматы и минометы. Огонь был столь силен и плотен, что заставил роту залечь. Командира старшего лейтенанта Гарнагина тяжело ранило. Он не мог вести оперативное руководство боем. А ситуация ухудшалась с каждой минутой. Немцы постепенно выкашивали залегших бойцов. Создалась критическая ситуация.
Нужно было что – то немедленно делать. И старший лейтенант Шилов, приняв командование на себя, первый бросился вперед с возгласом « За Родину! ». Маневр оказался столь быстрым и неожиданным, что немцы не смогли сдержать натиска. Последовала рукопашная схватка. Враг вынужден был отступить, оставив на поле боя свыше пятидесяти трупов своих солдат.
Середину 1944 года Семен Васильевич Шилов встречает в должности командира стрелкового батальона. Новое положение позволяло ему меньше рисковать собственной жизнью. Ведь у него в подчинении было больше сотни человек, несколько взводных командиров – офицеров. Но он себе не изменил. В решительные моменты боя Семен Шилов себе не изменил и предпочитал своим личным примером вести бойцов в бой. Они верили ему и шли за ним, не сомневаясь в победе.
Бои, бои, бои. Сколько же их было в 1944 году? И чем ближе в Германии, тем ожесточеннее сражался враг.
После продолжительных и успешных боев рота капитана Шилова вышла к реке Вента и успешно форсировала ее. Враг, стараясь во что бы то ни стало задержать наступление, медленно отступал. На западном берегу реки Варвичай гитлеровцы заранее установили мощные оборонительные сооружения, включая и противотанковые эскарпы, на случай атаки танков и самоходных орудий. Они никак не предполагали, что среди русских найдется такая отчаянная голова, которая способна без предварительной и тщательно разработанной операции, двинуться на приступ.
Но капитан Шилов всегда действовал нестандартно в боевых операциях. Он приказал своим солдатам безо всякой предварительной подготовки форсировать в ходе боя холодную октябрьскую реку. И, не давая неприятелю опомниться, в буквальном смысле слова, на его плечах, ворвался через систему обороны и заставил врага бежать.
Никак не ожидали гитлеровцы, что против них шла лишь полуобескровленная боями рота солдат во главе с командиром. Судя по вооружению, которое они оставили шиловским бойцам в виде трофеев, неприятель мог бы на равных сражаться чуть ли не с целой дивизией.
Рота Шилова не только уничтожила свыше пятидесяти вражеских солдат и офицеров в прямом бою, но и обеспечила свободное и безопасное продвижение вперед всей дивизии. Ими в полной исправности и в боевой готовности были захвачено с полным боекомплектом восемь бронетранспортеров, мощное самоходное орудие « Артштурм», четыре станковых пулемета и восемьдесят гитлеровцев с оружием в руках.
Даже видавшие виды опытные командиры – военачальники не могли не высказать восхищения в адрес недавно назначенного командира роты Семена Васильевича Шилова. В 1944 году, да еще в Прибалтике, одном из опорных пунктов сопротивления фашистов, враг не сдавался в таком количестве. Нужно было очень сильно испугать и озадачить его неожиданным маневром.
Но прошло почти полгода с момента представления командованием ходатайства о присвоении командиру роты Шилову звания Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета был подписан 24 марта 1945 года. В нем особо сказано, что звание Героя ему присвоено за отличное выполнение задачи, имевшей решающее значение в развитии успеха наступления наших частей, и проявленные при этом отвагу и мужество.
Ю. Морозов