Ценой собственной жизни
В октябре 1941 года Саньке Корякову должно было исполниться 18 лет. И идет война. Фашисты половину России захватили. Москва уже совсем близко. Сводки одна страшнее другой приходят. Сколько городов и деревень пали под ударами врага и не сосчитать. А его на фронт комиссар военкомата ни в какую пускать не хочет. Пытался убедить, что, мол, успеют все навоеваться. И здесь проходит линия фронта. Только трудового. И от него зависит, как и чем будут воевать красные воины на переднем крае.
Подростки военного времени не щадили себя. Работали, как взрослые. Трудились столько, сколько требовалось. На молодость в войну скидок никто не делал.
В то время семья Александра Корякова проживала в большом приволжском селе Василево Горьковской области. Сюда из небольшой Костромской деревеньки Дудкино, что в Судиславльском районе, переехали родители, когда их сыночку исполнилось всего лишь два годика. Так что Саша Коряков, можно сказать, всю свою короткую сознательную жизнь провел в селе Василево, которое еще до начала войны в 1937 году было преобразовано в город и получило статус районного центра.
Здесь он закончил семь классов школы № 4. Здесь он всей своей еще неокрепшей душой полюбил великую Волгу. Бегал на пристань, которая располагалась на берегу Горьковского водохранилища. А душа разрывалась от вопроса: « Кем стать после окончания семилетки?».
С одной стороны очень хотелось быть летчиком, как его знаменитый на весь земной шар земляк Валерий Чкалов. А с другой стороны тянуло на воду, мечталось водить корабли. С завистью смотрел он на проходящие мимо большие теплоходы и грузовые судна.
А жизнь поставила все на свои места. Городок ведь совсем небольшой. Кроме пристани с небольшим портом был еще судоремонтно – судостроительный завод. А при нем фабрично – заводское училище речного флота. Вот и решил парнишка после семилетки получить рабочую профессию. Семья жила небогато. Да и стыдно Саньке было сидеть на шее родителей. Хотелось помогать им. Да и самому себя взрослым почувствовать.
Зато, когда окончил училище, приняли его на работу слесарем на завод.Но душа рвалась на реку. Хотелось связать свою жизнь с пароходами, может быть в будущем и морем – океаном. Профессия – то вполне подходящая. И в самом начале навигации 1941 года правдами – неправдами а добился своего. Устроился помощником механика на земснаряд « Московский-21», который был приписан к Муромскому техническмому участку водных путей. Следил за работой механизмов этого очень важного для любой реки судна. Без прочистки русла реки фарватер исчезнет в считанные годы. И тогда ни о каком судоходстве и речи быть не может. Работал парень хорошо. Даже спустя многие годы после окончания Великой Отечественной войны сами работники этого и ныне существующего в Муроме предприятия настояли на том, чтобы одно из суден получило название Александр Коряков. А в здании управления на почетном месте висит мемориальная доска, которая увековечила имя героя.
Увы, поработать на реке пришлось немного. Вскоре началась война. Мужчины ушли на фронт. И Саша считал, что его место во время войны не в тылу, а на фронте. Хотя и здесь работали практически без отдыха.
И лишь в марте 1942 года после многократных хождений в военный комиссариат просьбу молодого рабочего исполнили. Недолго учили его воевать. Летом 1942 года гитлеровцы вновь начали мощное наступление. Уже на юге страны. Они стремились, во что бы то ни стало захватить Кавказ и Сталинград, чтобы лишить фронт, прежде всего, горюче – смазочных веществ, без которых ни машина не сдвинется с места, ни самолет не поднимется в воздух. О танках, боевых кораблях и говорить не приходится.
И попал восемнадцатилетний рядовой пехотинец в самое пекло. Столько лет прошло с войны, а оставшиеся в живых ветераны до сего дня без содрогания не могут говорить о боях в стенах Сталинграда. Не то, что деревья горели от огня, а даже металл плавился. Батальоны и полки чуть ли не в полном составе гибли в этом городе. Но ведь выдержали. Остановили фашистские войска. Отстояли город. А вернее, его развалины. И погнали врага на запад. Правда, уже без Александра Корякова. В одном из жестоких оборонительных боев он был ранен и попал на госпитальную койку. И как только раны стали подживать, тут же попросился вновь на фронт. Стыд мучил, что там его друзья – однополчане кровь проливают, а он в тылу блаженствует.
Попал на фронт летом 1943 года. Еще только закончилось победоносное курское сражение. Немцы отступали под натиском Красной Армии. Они надеялись остановить русских на берегах великого Днепра. Но не тут – то было.
И одним из первых в своей дивизии рядовой Александр Коряков форсировал Днепр. Он насмерть стоял на гитлеровском берегу Днепра на захваченном плацдарме до тех пор пока не подошли основные силы.
За мужество и храбрость, проявленные в боях при форсировании Днепровской твердыни, он был представлен к ордену Ленина. Немногие рядовые солдаты имели такой орден на своей груди. Ведь это одна из самых высоких боевых наград Родины.
А командование полка отметило не только храбрость и находчивость молодого бойца, но и его неплохие организаторские способности. Александр Коряков не раз и не два в самые тяжелые моменты боев смело и решительно брал инициативу на себя, заменяя раненых командиров от отделения до взвода.
Поэтому и направили перспективного бойца на курсы младших лейтенантов. Шесть месяцев, проведенных в военном училище, многому научили Корякова. Учился он с большим интересом и желанием. Мечтал стать настоящим командиром, способным решать боевые задачи даже в самых тяжелых и непредвиденных случаях боевых действий.
Пор окончании училища его сразу же назначили командиром взвода противотанковых ружей 15 стрелкового полка 147 стрелковой дивизии 4 Украинского фронта. С боями прошел чуть ли не всю Украину. Вот уже вошли в Карпатские горы на территорию Ивано – Франковской области. Условия для наступления здесь очень тяжелые. Вокруг непривычные горы, сильнопересеченная местность. Гитлеровцы создали здесь мощный укрепрайон. Каждый километр для наступающих войск Красной Армии давался с серьезными потерями. Гитлеровцы никак не хотели отступать. Контраковали при любой возможности.
В « Энциклопедии Великой Отечественной войны» в статье, посвященной освобождению Ивано – Франковской области, немало сказано о зверствах фашистов на оккупированной территории. С 1941 по 1944 год фашисты уничтожили здесь почти 130 тысяч военнопленных и мирных жителей. И конечно, они боялись не только разоблачения, но и ответственности за свои зверства. Сражались с отчаянием обреченных. Ведь совсем не случайно в ходе Львовско — Сандомирской операции, которая продолжалась с 13 июля по 29 августа, они сосредоточили здесь три танковых армии, в которых воевали около миллиона солдат и офицеров, 6300 орудий и минометов, 900 танков и штурмовых орудий, расположенных на трех могучих оборонительных рубежах. И, тем не менее, даже с такой мощью остановить наступление Советских войск им не удалось. Другое дело, что тысячи наших бойцов сложили здесь свои головы.
Именно здесь совершил свой немеркнущий подвиг младший лейтенант Александр Коряков, командир взвода противотанковых ружей. Случилось это при освобождении села Боднаров Калушского района, когда, казалось, победа совсем близка. Ведь немцев удалось сбить с линии обороны. Солдаты отдыхали, когда немцы пошли в контратаку. Ее удалось отбить малой кровью. Но немцы не успокоились. Трижды 26 июля 1944 года они пытались возвратить потерянный рубеж своей обороны. И трижды откатывались, неся огромные потери. Видя, что силами артиллерии и пехоты противника не сломить, они пустили в ход танки и самоходные орудия. Враг имел серьезное преимущество в вооружении. Когда первый из немецких танков подошел на расстояние прямого выстрела, младший лейтенант Коряков лег за противотанковое ружье рядом с телом только что убитого рядового. Долго и тщательно прицеливался в несущийся на его окоп вражеский танк. Он знал, что в этой ситуации промах может очень дорого стоить не только ему, но и всей батарее. Выждав еще несколько секунд до верного, он выстрелил. Танк замедлил ход. Странно дернулся и задымил. Выстрел оказался точным. Затем бойцы его взвода подбили еще два танка. Немецкая пехота на какое- то время залегла. Казалось, что и эта атака гитлеровцев захлебнулась.
Но неожиданно с их стороны подошло подкрепление в виде нескольких самоходных орудий. Вместе с танками на головы наших бойцов они обрушили сотни смертоносных снарядов. Прикрывая сплошным огнем друг друга, они двинулись на позиции. Одна из самоходок подошла вплотную к нашему переднему краю. Создалась критическая ситуация. Казалось, что уже никакая сила не сможет отвести врага от наших траншей. И младший лейтенант Коряков принял решение. Он выполз навстречу замедлившей движение фашистской самоходке. Вскочил на нее и бросил противотанковую гранату по артиллерийской прислуге. Весь орудийный расчет был уничтожен. Затем Александр Коряков осмотрел вражеское орудие и обнаружил, что оно в полной сохранности и готово стрелять. Он повернул орудие в сторону наступающих немцев и сделал несколько выстрелов. Один танк ему удалось подбить. А в следующее мгновение пуля сразила его. Это случилось 27 июля 1944 года.
Врагу не удалось успешно завершить контратаку. Все это происходило на глазах многих очевидцев. Подвиг младшего лейтенанта, словно придал новых сил и мужества однополчанам. Они ринулись в атаку и заставили врага показать спину.0А через несколько часов и освободили село, очистив его от гитлеровцев. В этом селе его и похоронили с погибшими товарищами с воинскими почестями.
Подвиг не остался незамеченным. В этот же день командование полка написало ходатайство о присвоении младшему лейтенанту Корякову звания Героя Советского Союза посмертно. И Указ Президиума Верховного Совета СССР увидел свет 24 марта 1945 года, когда дивизия вела ожесточенные бои на территории Германии, освободив за это время не только Украину, но и Польшу.
Благодарные жители Калушского района не только присвоили погибшему герою звание почетного гражданина города Калуша, но и назвали в его честь одну из улиц. На Комсомольской площади города Чкаловска Нижегородской области установлен бюст в честь героя. В этом же городе его имя носит и школа, которую он когда –то окончил. Помнят имя Александра Корякова и в Муроме, где установлен барельеф на аллее Героев Советского Союза в Окском парке и по Оке ходит корабль с гордым именем героя. Воистину, верно сказано, что герои не умирают.
Ю. Морозов.