Проект Олега Тыркина «Кинотипия» Выставочный центр (Муром, Московская, 13)
Проект «Кинотипия» Олега Тыркина – серия из семнадцати цифровых монохромных портретов культовых кинорежиссеров, со времен зари кинематографа, представленной у Тыркина Фрицем Лангом, до наших дней. Лицо отечественного кинематографа – Андрей Тарковский.
Выставка, которая открывается в Муромском историко-художественном музее 2 марта 2017 года призвана перекинуть мост к «важнейшему из искусств» из искусства новейшего.
«Олег Тыркин – художник, творчество которого исследует пограничное состояние между художественной реальностью и непосредственной действительностью. В его визуальные технологии входят ритуальные формы культуры. Он возвращает утраченные традиции между естественным человеческим поведением и художественными феноменами. Оптика Олега Тыркина погружена в глубокие слои архаики, которую он актуализирует, приближает к современности и интеллектуализирует, наполняя рефлексией и создавая новые контексты в своем обращении к культурной памяти»
Виталий Пацюков, искусствовед.
«Олег Тыркин и раньше обращался к другим видам искусства в поиске второй реальности с совпадающей смысловой парадигмой. В своем раннем проекте «Уртекст. Бах» он искал состояние изначальности, которое определял как уплотнение метафизической ткани, предшествующее своему разделению на звук, слово, линию, цвет, и для этой археологии он использовал музыку.
Обращение к любой иной области человеческого существования – от собственного прошлого боевого лётчика до исторических и политических рассуждений, у Тыркина всегда связано с присваиванием событий реальной жизни искусству, утверждением их тождественности и актуализации их на художественном поле.
Проект «Кинотипия» – это попытка исследовать взаимосвязи ландшафта кинематографической культуры двадцатого века и общественного сознания, сформировавшего мифологии и образы истории мирового кино. Образующиеся в точках их пересечений смысловые и энергетические узлы-столкновения – портреты великих кинорежиссеров, представленные в виде светоносных сгустков, проступающих к зрителю из физической темноты, но также из космоса общественного признания и мрака обыденности.
Название выставки – неологизм, отсылающий ко множеству смыслов. Здесь и типирование, которому массовое сознание склонно подвергать всех творцов – всеобщая тяга к классификации и клише – в противопоставление праву художника настаивать на собственной самобытности и уникальности хотя бы некоторых своих творений, и -типия, от греческого typos, указывающего и на стопкадр как остановившееся мгновение, и на саму технику печати. И, разумеется, кино.
«Кинотипия» – это первый проект Тыркина, состоящий исключительно из портретов. В большинстве его работ последних десятилетий пространство и среда играют роль овеществленной субстации и объекта, и данная серия не исключение, здесь фон – смыслообразующая ткань, отсылающая нас и к тёмной материи, и к предвкушающей темноте кинозала, и к человеческим состояниям. Сами лица, напротив, эквивалентны среде и ландшафту, как и его портрет Гагарина из лондонского Музея науки или портреты из его серии «Корреспонденты», посвященной истории Европы.
Портрет в современном искусстве – это не лицо и судьба, а социальный комментарий, и свидетельствование форматирующим личность силам и процессам, и протест против них. Портреты Тыркина из серии «Кинотипия» – это совокупность его собственного взгляда на своих протагонистов и прослеживаемой им обратной связи, исходящей, во-первых, от кинематографической культуры и наследия режиссеров через доминирующие смыслы и жесты их произведений, и, во-вторых, от массового сознания потребителей культурного продукта, то есть зрителей, непрестанно рисующего и трансформирующего портрет любого становящегося публичным человека, превращая его самого в продукт массовой культуры. Каждый портрет Тыркина – это своеобразное поле битвы. Будучи всегда на стороне индивидуальности и права на единственность и настаивая на том, что художник не может быть познаваем зрителем, он не столько слагает свое видение с массовым, сколько сталкивает их, противопоставляя глубоко личное, человеческое и трансцендентное – подлинное и сакральное – социальному и популярному, общественной идее.
В «Кинотипии» Олега Тыркина существенно больше интересует публичная судьба лица как факта массовой культуры, нежели дискуссия с режиссерами об их эстетических устремлениях, хотя осевые смыслы их творчества Тыркин, бесспорно, в портреты привнес, как и ключевые характеристики: ломанный человек-взрыв Пьер Паоло Пазолини, внутренний самурай Акиры Куросавы, утрата и потерянность Андрея Тарковского. Каждый портрет выявляет свою грань кинематографической культуры – интеллектуальную, психологическую, эмоциональную, чувственную, гуманистическую. Разрезанный бритвой глаз у Луиса Бунюэля является и знаком, и эмоциональным рычагом. В некоторых работах прослеживается тонкая ирония – например, по отношению к культу страха у Альфреда Хичкока или увлеченностью психологизмом Джона Кассаветиса.
Основные темы «Кинотипии» — это путь художника; публичность и ее обратная сторона – насилие потребителя над образом; художественный жест и прием как сила, но и как ее же утрата; время как двигатель и одновременно как ограничительный барьер.
Смысловые и образные клише, цитируемые в портретах, являются в большей степени комментариями художника по поводу становления образов в истории культуры, но они также, неожиданно, напоминают о магии знакомой мелодии, проскальзывающей в современной какафонической музыке, тем самым затрагивая вопрос о неискоренимой притягательности и силе узнаваемого»
Мария Наймушина, журнал «ДИ», июнь 2013.
Работы Олега Тыркина для проекта «Кинотипия» напечатаны на широкоформатных фотопринтерах HP Designjet.
Выставка будет работать с 2 по 16 марта 2017 года
с 9.30 до 17.00, по субботам с 12.00 до 19.30, без выходных.
Телефакс экскурсионного отдела (49234) 3-31-52.